Skoda Octavia Green E Line.
О преимуществах и недостатках электромобилей можно рассуждать долго. Но можно взять и попробовать их в деле. Skoda выбрала второй путь и пробную партию из десяти Octavia Green E Line выпустила на дороги. С нулевым выхлопом, владение которым будет доставлять потребителям минимум хлопот, помогут создать серийный автомобиль эти экспериментальные машины.
До 2020 года компания Volkswagen AG в деле разработки и производства электромобилей должна стать лидером, заявили руководители концерна недавно. Мысль здравая, в современном политическом ключе. Все же, это самая большая в Европе автомобильная компания и необходимый потенциал у концерна имеется.
На 2013-2014 год намечен выпуск серийной модели.
В создании серийного электромобиля еще одним большим шагом стала новая Octavia Green E Line. Полевые испытания, которые рассчитаны на два года, она уже начала проходить. Для этого 10 Octavia Green E Line собрали на заводе в чешском городе Врхлаби. Всего выпущено 16 «электричек», но именно 10 автомобилей составляет парк для долговременного теста. Один из них уже весной начнет возить VIP-пассажиров из аэропорта Праги в город и обратно, другой поступит в гараж муниципалитета, третий станет обслуживать чиновников из министерства по охране окружающей среды, четвертый будет служить в энергетической компании, пятый зарезервирован под тест-драйвы журналистов…
Знаки различия
Совсем непросто догадаться, что перед вами машина из будущего. Собственно поэтому в белый цвет покрашены тестовые автомобили, а яркие надписи украшают их борта. Но можно заметить, что солнечные батареи вмонтированы в крышу (на вентиляцию салона во время стоянки расходуется вырабатываемая ими энергия), а на месте выхлопных труб — заглушки.
На автосалоне в Париже осенью 2010 года была показана в качестве концепта Octavia Green E Line впервые.
Неслучайно был выбран первого в истории Skoda электромобиля в качестве основы кузов типа универсал. в отличие от России, в Европе в популярности хэтчбекам той же модели не уступают Octavia Combi (соотношение в продажах примерно 50:50), это во-первых. А во-вторых, в концерне уже есть прототип электрического хэтчбека, и это Golf. Так, что делать его клон нет смысла. В-третьих, Combi удобен для размещения батарей, поскольку очень вместительной остается машина с ними. Не может себе позволить Skoda быть непрактичной.
Дело привычки
Занимаю место водителя, в замке зажигания поворачиваю ключ, но нет ничего — полная тишина. Генератором искусственного шума пришлось оснастить Octavia, чтобы своим внезапным приближением во время движения не пугала окружающих. «Шумелка» выключается после набора 50 км/ч, поскольку рассекающий воздух кузов и специальные шины, с низким сопротивлением качению, начинают производить достаточно звуков в силу законов физики.
На экране между двумя главными приборами — спидометром и как бы тахометром, — появляется надпись по-английски «готов». «Как бы» тахометром потому, что прибор показывает режим его работы и мощность в процентах от максимальной. Здесь информация о мощности приведена не внешних эффектов ради, а пользы для. Батарейки сядут быстрее, если больше напрягается двигатель. 315 кг живого веса лития и ионов, но они далеко не бесконечны. Всего одна здесь передача, и вперед она, и назад она, нужно лишь поменять полярность. Отсюда следует вывод, что на задней передаче на Octavia Green E Line теоретически можно двигаться задним ходом так же быстро, как и передним.
С самого низа выдает двигатель максимальный крутящий момент в 270 Н•м. То есть «не почти с холостых оборотов», а буквально с началом вращения. Следующие последствия это имеет в реальной жизни. Очень бодро стартует с места Octavia Green E Line, а легко шлифует асфальт колесами при отключенной антипробуксовочной системе. По мере того, как скорость приближается к 100 км/ч, разгон заметно скисает, но все равно его показатель — до сотни за 12 секунд.
Хотя в Octavia Green E Line одна передача, но рычаг присутствует и имеет стандартный вид и положение D, как на автомате.
Заявленный пробег Octavia Green E Line — 150 км. Но в лабораторных условиях вышли испытатели на эту цифру. Они со средней скоростью 54 км/ч имитировали на барабанах условия движения город-шоссе. В самом экологичном режиме Range двигался автомобиль: подогреватель воздуха и кондиционер не работают, только крутится вентилятор. Почти не производит лишнего тепла электродвигатель, его явно не хватит на обогрев салона в холода. А это значит, что не избежать зимой лишнего расхода энергии и уменьшения пробега. Динамические показатели в режиме Range также урезаны: мощность мотора — не более 50 кВт (около 68 лошадиных сил), максимальная скорость — около 95 км/ч.
В итоговой цене электрической Octavia на аккумуляторы пока приходится более 50%.
Не настолько суров уже режим Eco. Просто снижена производительность климатической установки, мотор выдает до 60 кВт (81 лошадиных сил), а максимальная скорость — 120 км/ч. Положение Normal в электрической Skoda является «концом зоны всех ограничений». Здесь все системы имеют расчетную производительность. Максимальные 85 кВт (примерно 115 л.с.), а скорость — 135 км/ч выдает двигатель краткосрочно, до двух минут, в этом случае. Есть основания предполагать, что даже на один час шустрой езды в режиме Normal не хватит батареи емкостью 26,5 кВт∙ч…
Автомобиль наиболее заметно во время движения реагирует на изменение режимов рекуперации энергии. Как обычный автомобиль ведет себя электрическая Octavia, когда в положении «D» находится рычаг трансмиссии. «B» — следующее положение рычага. Так включается активный режим рекуперации. Интенсивно тормозит автомобиль при снятии ноги с педали газа. В действительности, теперь мотор работает генератором, переводя кинетическую энергию обратно в электричество. С помощью экрана мультимедийно-навигационной системы можно следить за процессом движения тока. С помощью подрулевых рычагов может водитель настраивать степень рекуперации при сбросе газа более тонко.
Когда водитель нажимает на тормоз, в тот момент батарея подзаряжается. Эти автомобили экспериментальные, так что инженеры просят не судить строго.
Лишь бы проводка выдержала
Два часа составляет время полной зарядки от трехфазной 400-вольтовой «заправки». Но в Чехии таких станций меньше 20 штук. Также можно подключиться к бытовой сети на 220/230 В, но это более долгий вариант.
Из категории Simply Clever — мелких бытовых удобств, есть одно решение у электрической Skoda. Выдернуть штекер из автомобиля не сможет злоумышленник, когда машина заряжается, поскольку на замок с сервоприводом запираются клеммы. Хорошее решение, но для нашей страны, пожалуй, не очень актуальное.
Тем не менее, очень выгодной получается эксплуатация электромобиля.
Но пока не продается автомобиль, ни в Германии, ни в Чехии, ни в России. Начнется серийное производство лишь, когда пользователи сообщат специалистам компании об удобности машины в повседневной жизни. К ней она готова теоретически. На 8-10 лет службы с расчетными 3000 циклами заряда-разряда рассчитан батарейный блок. Приличные 490 литров составляет объем багажника.